В задачу судей входит оценка исполнительского мастерства участников по отношению друг к другу путем сравнения.
Исходя из международных правил оценки исполнительского мастерства и стремления к максимальной объективизации судейства, необходимо вести сравнение исполнительского мастерства участников и давать оценку в соответствии с последовательностью заданных критериев:
А. Основной ритм и темп танцевального движения.
Основной ритм движения означает исполнение танцевальных шагов и движений корпуса в соответствии с ритмической структурой основных фигур и элементов, характерных для данного танца.
Соблюдение основной ритмической структуры означает, что шаг и движение корпуса в базисных фигурах и элементах делаются на соответствующие удары такта и выполняются с определенной длительностью: на целый удар или несколько ударов, на ¾ удара, на ½ удара, на ¼ удара. При этом окончание шага, движения корпуса предполагают подготовку к началу следующего шага, движения корпуса.
Темп означает степень быстроты шагов и движения корпуса для наиболее глубокого, характерного для данного танца заполнения музыкальной структуры такта (сильных и слабых долей, акцентирования, дробления, синкопирования).
Усложнение ритмической структуры фигур, элементов и технических действий должно проходить в сочетании с основной ритмической структурой шагов, движений корпуса. Оно должно усиливать отражение музыкальной структуры такта и характера исполняемого танца.
B. Техника работы ног и стопы.
Техника работы ног и стопы включает в себя следующие составляющие:
- позиции стоп;
- распределение веса на опорной стопе;
- направление движения ног по отношению к корпусу в соответствии с рисунком исполняемой фигуры, элемента;
- позиции противодвижения корпуса;
- контроль движения стопой маховой ноги;
- постановка стопы на носок, подушечку, каблук, плоско и т.п. в соответствии с описанием фигур, элементов и технических действий;
- работа ног на подъем корпуса без подъема в стопе, с подъемом в стопе;
- состояние маховой и опорной ноги (прямая, согнутая и т. п.), а также стоп в процессе движения согласно технике исполняемого танца.
C. Линии корпуса.
Под линиями корпуса подразумеваются элегантные, естественные линии тела участника, соответствующие хореографии бальных латиноамериканских танцев:
- линия позвоночника;
- линии бедер (положение таза);
- линии плеч;
- линии шеи и позиции головы;
- позиции рук;
- боковые линии корпуса;
- положение корпуса, характерное для исполняемого танца;
- позиции корпуса.
Потеря линий корпуса, связанная с внешним воздействием (столкновением), ошибкой не считается.
D. Динамика
Динамика движения означает баланс, ведение, амплитуду и объем движения, соответствующие основной ритмической структуре фигур, элементов и технических действий, характеру танца.
E. Музыкальность.
Музыкальность – эмоциональная отзывчивость на музыку, артистизм, возможность участника путем создания образов и построения сюжета раскрыть характер и настроение звучащей мелодии в соответствии с ритмической основой исполняемого танца.
Традиционная система оценки осуществляется при контроле судьей исполнительского мастерства участников по отношению друг к другу путем сравнения в последовательности всех заданных критериев, причем ошибки в основном ритме и темпе не могут быть компенсированы отсутствием ошибок по другим критериям.
Оценка исполнения каждого танца начинается с момента, когда участник занял исходную танцевальную позицию, и оканчивается с последним аккордом музыкального сопровождения.
Если участник не явился для выступления в танце или преждевременно прекратил его исполнение, то он получает за него самую низкую оценку.
Судья оценивает исполнение участником только конкретного танца.
На оценку судьи не должны влиять: выступление участника в предыдущих турах и танцах, его титулы и звания, положение в рейтинг-листе, принадлежность к региону или коллективу, точка зрения выступающих участников и тренеров, а также других лиц.